Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный образовательный стандарт нового поколения во главу угла поставил стремление и способность учащегося к образованию, его личную инициативу в учебном процессе.
С проблемами мотивации при обучении основам безопасности жизнедеятельности приходится сталкиваться педагогам на всех этапах обучения – и в школьном образовании, и в профессиональном. Но при этом необходимо учитывать специфику профессионального образования: студенчество гораздо менее контролируется извне педагогами и родителями, чем школьники, потому успешность обучения во многом зависит только от личной инициативы и мотивированности обучающегося.
Кроме того, профессиональное образование предъявляет к учащемуся более жесткие требования – знания, которые он усваивает, необходимы не только для его личностного развития, но и для профессиональной деятельности [1, 35].
Основы безопасности жизнедеятельности в этом смысле являются учебным предметом, одинаково необходимым для усвоения на всех ступенях обучения. В школьном обучении он дает ребенку общие представления о безопасном поведении и действиях в чрезвычайных ситуациях, в профессиональном образовании, как правило, затрагивает вопросы профессиональной безопасности.
На сегодняшний день можно отметить, что основы безопасности жизнедеятельности занимают далеко не первое место в списке предметов, к которым учащиеся относятся с активной заинтересованностью.
ОБЖ в качестве экзаменационного предмета не принимается при поступлении в вуз даже на смежные специальности. В реестре школьных образовательных дисциплин ОБЖ числится как предмет, обладающий невысокой сложности. В свете всех перечисленных фактов значимость этой дисциплины преуменьшается и, соответственно, мотивация к ее изучению снижена.
При этом именно основы безопасности жизнедеятельности являются предметом, который может органично решать такие задачи образования, как нравственное, идейно-политическое, трудовое воспитание школьников и студентов.
В представленной работе мы рассмотрим объем материала и даваемый им педагогические возможности работы со студентами при изучении темы поведения в чрезвычайных ситуация природного характера.
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.
Чрезвычайные ситуации природного характера имеют, как правило, географическую локализацию: для одних районов страны характерны наводнения, для других более актуальны проблемы проседания горных пород и обвалов, в сугубо городской среде так же могут возникать свои ЧС.
Органичной будет такая форма работы, где ни одна тема не упускается из поля зрения, но при этом педагог делает акцент на тех проблемах, которые характерны для региона, и с которыми учащиеся более вероятно могут столкнуться в реальной жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Багдасаров Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности и военной службы. 10-11 класс. Авторский лекционный курс. — Краснодар: Экоинвест, 2002. — 158 с.
2 Загвоздкина Т.В., Яковлева Н.И. Экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении. 9 класс. Пособие для учащихся. — Минск: Асар, 2010. — 52 с.
3 Зуев А.М. Наиболее Актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, № 5 (21), 2014, с. 35-41.
4 Исаченко Ю.С. Особенности формирования экологической культуры в условиях кризиса экосистемы // Вестник Брянского государственного университета, № 1, 2011, с. 132-135.
5 Колыванова Л.А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 13, № 2-6, 2011, с. 1326-1331.
6 Макарова Л.Н., Немкова И.Н. Сравнительный анализ образовательной деятельности студентов в контексте культуры безопасности жизнедеятельности // Гаудеамус, 2, № 8, 2005, с. 150-161.
7 Пономарева О. Н. Учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности: виды обучения // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, № 6, 2006, с. 107-111.
8 Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации. Электронный ресурс. Режим доступа: https://duhov.admin-smolensk.ru/go_i_chs/pravila_povedeniya/ Дата обращения 11.04.2022.